Технология SOMVI

Физические и психосемантические факторы воздействия

Технология SOMVI (Sound Overtone Modulation of Voice Information) основана на физических и психосемантических методах воздействия, которые исследовались и апробировались на протяжении более 30 лет. Согласно этим исследованиям, используя различные физические факторы (ритмовоздействие, цветовоздействие, психоакустические модуляции) можно влиять на психофизиологическое состояние человека – снижать уровень тревоги, устранять напряженность, повышать настроение. И это уже достаточно хорошо. Но эффект от физических факторов ограничен во времени.

Если же в этом оптимальном психофизиологическом состоянии дополнительно производить воздействие встроенной в фоновый звук информацией, недоступной осознанному восприятию, то можно влиять на глубинные неосознаваемые причины различных расстройств и нарушений (страхов, тревог, перепадов настроения, зависимостей, низкой самооценки и пр.). И эффект от данного воздействия уже не ограничен во времени. Информация, имплантированная таким образом в память человека, никуда не исчезает и постоянно оказывает свой положительный коррекционный эффект.

Иными словами, эти составляющие – физические факторы воздействия и неосознаваемое информационное воздействие (семантизированный звук) – и являются основой Технологии SOMVI.

Почему воздействие на бессознательную сферу.

Любая психотерапевтическая помощь и любое психологическое сопровождение будут эффективны только тогда, когда они смогут изменить именно на бессознательном уровне систему отношений (отношение к себе и своему поведению, к своей работе, к окружающим, к возникающим проблемам и пр.). На осознаваемом уровне любая поступающая извне информация, в том числе от психологов, проходит через фильтры сознания («верю – не верю», «правильно – неправильно», «принимаю – не принимаю» и пр.), и все, что не соответствует «ага-реакции» (реакции «да, точно, верю, именно так…»), отвергается и никак не влияет на систему ценностей и убеждений.

Например, любой человек с алкогольной зависимостью знает, что пить вредно (на уровне сознания), и повторять ему эту прописную истину бесполезно. На бессознательном уровне у него своя система убеждений, оправдывающая эту пагубную зависимость («другие пьют – и ничего», «если еще немного добавить, ничего страшного не произойдет» и т.д.). Если же информация об опасности злоупотребления станет содержанием его бессознательной сферы, его собственным убеждением, только тогда она изменит его систему отношений. Например, если у него умрет друг от алкогольного цирроза печени, и в его системе ценностей появится абсолютное убеждение в том, что, от алкоголя «оказывается» можно просто «перестать быть», «перестать существовать». В данном случае эта установка приобретет личностную значимость, встроится в его систему ценностей, станет руководством к действию и, соответственно, радикально изменит его поведение.

Точно так же, на уровне сознания человек с низкой самооценкой понимает, что не надо быть «тряпкой», человек с высоким уровнем тревоги понимает, что не надо всего бояться. Но, пока на бессознательном уровне не изменится отношение к себе (самооценка, или, более широкое понятие в психологии, – «Я-концепция»), ситуация не поменяется.

Даже человек, который хочет похудеть, после каждой диеты будет быстро набирать «свой» прежний вес именно потому, что он «свой». Для стабильного результата необходимо, чтобы изменился так называемый «Образ телесного Я» – эталонный образ собственного тела. А этот образ также сформирован и сохраняется в форме определённого смыслового конструкта «Я – такой-то» на бессознательном уровне.

Технологии неосознаваемого воздействия позволяют вводить информацию непосредственно в бессознательную сферу психику, минуя фильтры сознания.

Способы неосознаваемого воздействия и технология маскирования информации

Неосознаваемое воздействие может быть:

  • подпороговым, когда аудио- или видео- информация по своим физическим параметрам является ниже порога физиологического восприятия.
  • маскированным, когда воздействующая информация по физическим параметрам выше (и даже значительно выше) порога восприятия, но она зашумлена (маскирована, скрыта) другой информацией.

В технологии SOMVI используется именно маскированное (не подпороговое) воздействие.

Как можно замаскировать изображение в видеоряд (более известен, как «эффект 25-го кадра»), как правило, не вызывает вопросов. Непонимание, даже у профессионалов, возникает с маскированием звуковой информации. В качестве примера для понимания можно привести известный в психологии «эффект коктейльной вечеринки» (был описан Колином Черри в 1953 году). Эффект заключается в способности услышать значимую информацию (например, собственное имя) в окружающем шуме даже когда внимание было сфокусировано на другом собеседнике. Этот эффект связан с тем, что на уровне осознанного восприятия мы можем анализировать только один информационный источник. Чтобы анализировать несколько информационных источников («эффект Юлия Цезаря») необходимо постоянно переключать внимание с одного источника на другой.

То, что находится в центре внимания – это и есть осознанное восприятие, т.е. то, что анализируется сознанием в данный момент времени. В отличие от сознания бессознательная сфера человека обладает способностью анализировать одновременно весь поток информации, который проходит через органы чувств. А это, в свою очередь, дает возможность разрабатывать технологии маскирования скрытой информации за «ширму» информации, воспринимаемой сознанием, т.е. технологии неосознаваемого воздействия. Технология маскирования позволяет «вшивать» звуковую или визуальную информацию в аудио- или в видеоряд, что делает невозможным ее распознавание на уровне сознания.

Технология маскирования – это только инструмент – способ внесения (введения, имплантации) информации непосредственно в бессознательную сферу психики. Так же, как и смысл любой таблетки, на 99,..% состоящей из муки, заключается в том, чтобы донести лекарственный субстрат до организма. В нашем случае надо донести лечебную информацию в бессознательную сферу. «Лекарственным субстратом» в технологии SOMVI является сама имплантируемая информация, основанная на семантических методах и принципе психосемантического обусловливания.

Принцип психосемантического обусловливания

Для создания психокоррекционных программ предварительно формируются неосознаваемые суггестивные (внушаемые) установки (НСУ), которые могут включать слова, обладающие высокой эмоциональной значимостью (ключевая семантика), эмоциональные звуки (смех, крик, плач и пр.), техногенные звуки, содержащие смысловую нагрузку (например, стук в дверь – включает ориентировочную реакцию, звук клаксона автомобиля – включает оборонительную реакцию и пр.) и другие звуковые элементы.

НСУ содержат не логически выверенное описание конечной цели («Я не буду принимать алкоголь, потому что это вредно»), а комбинацию семантически значимых элементов, которые должны формировать установку и психофизиологическое состояние, необходимые для ее достижения. По смысловому содержанию НСУ не являются законченными грамматически выверенными фразами, а представляют собой набор словосочетаний и звуков, составленных таким образом, чтобы оптимально реализовать принцип психосемантического обусловливания.

Согласно данному принципу, словесный раздражитель – «триггер» или «семантический драйвер», обладающий высокой субъективной значимостью (например, смех, или крик отчаяния), провоцирует связанные с ним аффективные состояния (переживания). Если семантику триггера совместить с «семантическими мишенями» психотерапевтического воздействия и объединить в общие НСУ, то семантика «мишеней» в процессе процедур психокоррекции начинает приобретать аффективную окраску триггера.

Например, если объект фобии (паук) совместить со смехом, то смысловое отношение к пауку будет постепенно смещаться в «зону смешного» и, соответственно, «безопасного». Либо, если смысловые атрибуты, связанные с алкоголем, совместить с криком отчаяния или другим негативным триггером, то ценностно-смысловое отношение к алкоголю будет постепенно смещаться в эмоционально отрицательную зону.

Постоянные повторы НСУ в процессе процедуры психокоррекции постепенно изменяют аффективное и смысловое содержание семантической мишени на бессознательном уровне, тем самым приводя к искусственному целенаправленному изменению значимостей семантических элементов памяти и постепенной модификации психики и поведения.

Воздействие через слуховой и зрительный каналы восприятия

Подавляющее количество информации человек получает через зрительный канал восприятия. Но в технологии SOMVI превалирующая роль отведена именно слуховому анализатору. Это связано со многими причинами.

Во-первых, для воздействия на психику человека через зрительный анализатор необходимо чтобы источник воздействия всегда находился в поле восприятия – на него надо смотреть. А это не всегда удобно и не всегда возможно. Со звуковым воздействием таких проблем нет. Можно смотреть куда угодно, заниматься чем угодно, можно даже спать, а звуковая информация, если человек находится в зоне слышимости, все равно усваивается слуховым анализатором.

Во-вторых, звуковая информация обладает преимуществом по сравнению со зрительной в плане передачи эмоциональной составляющей (для того, чтобы это понять, достаточно у остросюжетного фильма или триллера заменить его аудиотрек на веселую музыку). А степень эмоциональной значимости является основным качеством при информационном воздействии.

В-третьих, слуховой анализатор имеет значительное преимущество по сравнению со зрительным в плане хранения информации в ультракратковременной памяти (она же сенсорная, она же последовая, она же иконическая – для зрительного анализатора и эхоическая – для звукового анализатора) – т.е. это та память, которая сохраняет информацию короткое время «на кончике анализатора». У зрительного анализатора она хранит информацию крайне мало (в пределах секунды) и быстро «стирается» восприятием следующих объектов (на этом «стирании» основан эффект маскирования – «эффект 25-го кадра»). У зрительного анализатора она сохраняет воспринятый звук гораздо дольше (3 секунды и более), и принцип хранения эхоической памяти совсем другой – напоминает реверберацию (внутренние «повторы» только что воспринятого звука – фонологическая петля). Именно эта особенность слухового анализатора позволяет осуществлять информационное воздействие с высоким эффектом усвоения информации.

Воздействие же через зрительный канал в технологии SOMVI имеет комплементарный (дополнительный) характер. Используемые в видеоряде изображения (как осознаваемые, так и неосознаваемые) ассоциативно связаны с содержанием звуковой информации (со смысловым содержанием НСУ).

Как создаются стандартизованные коррекционные программы (психологический инструментарий)

В процессе разработки технологии на начальном этапе для пациентов разрабатывались только индивидуальные аудиальные психокоррекционные программы (АПК-программы) на основе семантики субъективно значимой именно для данного пациента. Тезаурус индивидуально значимых семантических элементов формировался на основе предварительно проводимой диагностики и психосемантического анализа, в том числе с использованием метода семантического дифференциала (Osgoog, 1952). Благодаря этому неосознаваемые суггестивные установки (НСУ), использованные в коррекционных программах, представляли собой эмоционально насыщенные словесно-смысловые образования, обладающие высокой степенью субъективной значимости, что значительно повышало эффект суггестивного воздействия.

В дальнейшем на основе собранного семантического материала были выделены универсальные лексические единицы и их сочетания, образующие НСУ, для каждой категории пациентов с определенной психопатологической и патопсихологической симптоматикой, которые обладали высокой значимостью практически для всех пациентов со схожими психологическими проблемами. Эти проблемы и выступают в качестве мишеней психотерапевтического воздействия НСУ. Универсальные суггестивные установки стали основой для разработки стандартизованных психокоррекционных программ разной целевой направленности и ориентированных под разные психотерапевтические задачи.

Процесс формирования библиотек значимых семантических элементов никогда не останавливается и постоянно пополняется благодаря клинической работе и проводимым психологическим исследованиям. За счет этого вся выпускаемая нами продукция (психологический инструментарий) периодически обновляется в плане семантики воздействующей информации (смыслового содержания НСУ).

РАЗРАБОТКИ

Компьютерная программа «SOMVI-mix»

Слуховой аппарат человека устроен таким образом, что при анализе сложного звука он вычленяет все элементарные составляющие этого звука по принципу Фурье-преобразования. Поэтому весь спектр звуков (весь звуковой поток), в котором находится человек, независимо от того слышимы эти звуки, или маскированы другими звуками, попадает в его мозг и в той или иной степени влияет на содержание психики и на поведение.

Программа “SOMVI-mix” позволяет вмонтировать в любой звуковой фон информацию, которая останется неслышимой на уровне сознания. “SOMVI-mix” – инструмент, благодаря которому можно создавать аудиальные психокоррекционные программы (АПК-программы) с эффектом неосознаваемого воздействия. При этом вмонтированное звуковое воздействие по своим физическим параметрам не является подпороговым (уровень громкости составляет 20 – 30 % от фонового звука и более). Недоступность осознанному восприятию достигается благодаря специальной технологии маскирования. Маскированное звуковое воздействие (суггестивные формулы), которые мы используем в АПК-программах, представляют собой короткие фразы – неосознаваемые суггестивные установки (НСУ), состоящие из нескольких ключевых слов, обладающих высокой значимостью либо для конкретного человека, либо для представителей группы людей, отобранных по определенным параметрам. В НСУ могут быть включены не только слова, но и другие звуки, обладающие семантической значимостью. НСУ автоматически «закольцовывается» и постоянно повторяется на протяжении воспроизведения звукового трека.

Мишенями психокоррекционного воздействия АПК-программ являются: патологические мотивы (пристрастия), искаженное восприятия собственного «Я», аутодеструктивные программы, неадаптивные поведенческие стереотипы и пр.

Весь семантический материал, применяемый в АПК-программах, проходит предварительный анализ и оценку на степень субъективной значимости, в том числе с использованием программно-аппаратного диагностического комплекса «Объемное психокартирование» (ОПК) – см. ниже.

Компьютерная программа «Psycho-Relax»

Любой поступающий в головной мозг сигнал имеет свои характеристики (энергетические, частотные, пространственно-временные). Воздействуя на головной мозг через органы восприятия можно целенаправленно модифицировать психофизиологические процессы, а, следовательно, и целенаправленно изменять и функциональное состояние всего организма. Сущность визуальной психокоррекционной программы «Psycho-Relax» заключается в одновременном воздействии на зрительную систему человека на осознанном и бессознательном уровнях. Программа использует три механизма воздействия на зрительную систему, а через нее на головной мозг: цветовоздействие, ритмовоздействие, неосознаваемое визуальное воздействие.

Программа используется в нашей работе как самостоятельный психокоррекционный инструмент, а также в качестве одного из модулей в диагностических и коррекционных программах и программно-аппаратных комплексах.

Компьютерная программа «LusheRelax»

Программный пакет “LusheRelax” является комбинированной психокоррекционной и психодиагностической программой. Коррекционный модуль представлен программами «SOMVI-mix» и «Psycho-Relax», что обеспечивает одновременное воздействие на осознаваемую и неосознаваемую сферы психики через зрительный и слуховой анализаторы. Диагностический модуль программы разработан на основе цветового теста Люшер. Диагностика проводится пациенту, как правило, до и после психокоррекционной процедуры. Результаты каждой диагностики можно вывести на экран и при необходимости распечатать. Все результаты диагностики хранятся в базе данных, которая позволяет производить статистические обсчеты.

Программный пакет “LusheRelax” также содержит сценарный модуль, в котором встроена библиотека с готовыми сценариями (сценарными файлами) под различные психотерапевтические задачи, фонотека с записями отдельных семантических элементов, из которых как из «кубиков» можно монтировать различные суггестивные установки (НСУ) для вновь создаваемых коррекционных программ, возможность записи и необходимой модуляции звука, для создания нового семантического материала и пр.

Объемное психокартирование (ОПК)

Объемное психокартирование (ОПК) является психодиагностической программой, основанной на методе семантического дифференциала Osgood. Автоматическая обработка исходной матрицы теста Osgood позволяет визуализировать на экране монитора положение шкалируемых понятий в трехмерной координатной сетке. В качестве шкалируемых выбираются «ключевые» понятия, которые отражают события, объекты, переживания, обладающие высокой эмоциональной значимостью для пациента.

Для удобства анализа результатов объемную картину можно вращать в 3-х измерениях. Анализ расположения семантических структур в координатной сетке позволяет сделать заключение об истиной (неосознаваемой, неискаженной критикой сознания) картине мира и системе отношений пациента. Чем ближе семантические элементы, тем большими ассоциативными связями они обладают, тем больше их взаимозависимость. Удаленность объектов от нейтральной зоны («зоны 0» – область пересечения осей) соответствует степени аффективной значимости. Учитывается привязка анализируемых объектов к эмоциональным маркерам («реперным точкам»), например, к отрицательным эмоциональным маркерам («страх», «отвращение», «стыд») и т.д.

Компьютерная программа «Eysenck48»

Программа «Eysenck48» является психодиагностической программой, основанной на тесте Айзенка «EPI». Диагностика с использованием данной программы проводится пациентам, как правило, до и после проведения полного курса психокоррекции. Результаты каждой диагностики можно вывести на экран и при необходимости распечатать. Все результаты диагностики хранятся в базе данных, которая позволяет производить статистические обсчеты.