Зависть. Запретное чувство.

По степени табуированности Зависть можно сравнить разве что со смелыми сексуальными фантазиями. Вроде никто не запрещает об этом говорить, но все предпочитают обсуждать зависть только в отношении кого-то другого, только не себя. А ведь зависть — одно из древнейших чувств и важных эволюционных механизмов.

Тип информации:

Среди человеческих эмоций одна из самых табуированных, стигматизированных и в целом «запретных» — это зависть. По степени табуированности его можно сравнить разве что с разными смелыми сексуальными фантазиями. Вроде никто не запрещает об этом говорить, но все предпочитают обсуждать зависть только в отношении кого-то другого, только не себя. Здесь всё одновременно просто и сложно, как и почти везде в психологии.

Боль, голод, секс

Так как зависть — одно из древнейших чувств, об этом явлении люди задумывались с доисторических времён. С того момента, как человеческий вид научился вообще о чём-либо задумываться.

Многие мыслители, в попытках дать определение зависти придавали этому чувству характер некой боли. Так определял зависть ещё Аристотель — как боль при виде чужого успеха, которую вызывает «имеющий то, что должен был бы иметь я».

Метафора не вызывает сомнений — по крайней мере, чёрная зависть, действительно ассоциируется с некой душевной болью. Но Аристотель даже не подозревал, насколько он был близок к истине, и что через почти две с половиной тысячи лет его идея найдёт подтверждение.

Недавние исследования, проведённые группой японских учёных под руководством нейрофизиолога Hidehiko Takahashi показали непосредственную связь чувства зависти с зонами мозга, отвечающими за чувства боли, голода и сексуального удовлетворения.
А ведь это фундаментальные вещи. Прямое отражение базовых инстинктов. Самосохранение, доминирование и размножение. В таком свете зависть представляется уже не как неприятный рудимент, а как явление, тесно вплетённое в саму природу человека. Уже хотя бы по этой причине его не стоит игнорировать.

Чёрно-белый аспект

Когда заходит речь о зависти в негативном ключе, всегда найдётся немало тех, кто скажет: «А как же белая зависть?». И они будут в целом правы. Мы даже больше скажем. Зависть всегда была двигателем развития и прогресса ещё задолго до того, как появилась реклама.

Но любой двигатель, может давать сбои. Одним из этих сбоев и есть чёрная зависть. Такую «тёмную сторону» имеют многие механизмы в организме и психике человека.

Даже наш верный друг и защитник — иммунитет, и тот может превратиться в собственную противоположность. Если в иммунной системе что-то идёт не так, мы получаем как минимум аллергию, а в худшем случае — волчанку или другую не менее жуткую аутоиммунную патологию.

С завистью всё работает похожим образом. Пока это чувство мотивирует на достижения, нет никаких проблем. Но если что-то идёт не так, проявляет тёмная сторона, и зависть уже работает как тот самый «сломавшийся» иммунитет.

ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ ?
Вы будете получать только интересные сведения и полезные знания от нашего Института. Присоединяйтесь!

Кстати, стоит сказать, что даже белая зависть не всегда на 100% является чем-то хорошим для отдельно взятой личности. Она хоть и мотивирует, но может ограничивать и часто ограничивает в выборе вариантов устремлений.

Простой пример мотивации, вызванной белой завистью:

«Мой друг детства Петя, с которым мы играли во дворе, и были равны во всём, теперь большой начальник и купил большую чёрную машину. Я тоже хочу быть большим начальником и купить большую чёрную машину. Я хочу, чтобы таким образом мы снова были равны».

Движимый «благородной» белой завистью, человек может действительно добиться «большой чёрной машины» во всех смыслах. Но нередко оказывается, что на самом деле ему в тягость ответственность, он терпеть не может бесконечное враньё и лень подчинённых, а водить машину не любит и боится. И вообще, не будь Пети с его «успешным успехом», то с удовольствием занимался бы чем-то другим.

Казалось бы, и здесь эволюция недорабатывает, ведь человек не получил то, чего он хотел на самом деле. Но в действительности это не так работает, и эволюции напрочь безразличны желания отдельно взятого индивида. Весь конструктив белой зависти направлен на благо популяции, а не «уникальной личности».

Простая последовательность — у моего сородича больше еды, лучше хижина, он сыт, здоров и защищён. Зависть не даёт мне покоя, я хочу того же самого, и рано или поздно добиваюсь. Я тоже сыт, здоров и в безопасности. Масштабируя явление дальше, мы получаем сытую, здоровую и сильную популяцию. И если отдельно взятый человек, наоборот, угробил здоровье, гоняясь за избыточными благами, то его случай растворяется в статистической погрешности.

Многое из того, что мы имеем сегодня — это то, чему мы завидовали вчера. А нужно это нам на самом деле или нет, и что с этим теперь делать — тема отдельного разговора.

Давайте будем честны

Вспомним то, с чего начали. Зависть — крайне неоднозначная вещь, которую легко обсуждать, но крайне сложно признавать в самом себе. Никто не готов признать причиной собственного поведения именно зависть, хотя она часто бывает единственной причиной.

Именно поэтому данное явление нельзя игнорировать и, тем более, стигматизировать. Полезно будет признать, что зависти в той или иной степени подвержен каждый из нас.

Зависть слишком близка к нашей животной природе. Также как секс, отправление естественных физиологических нужд (вот видите, даже здесь вещи своими именами назвать не получается) — это всё как бы «неприлично». Мы стыдимся своего обезьяньего прошлого. Тогда как оно от нас никогда никуда не уходило и всегда рядом. Даже скажем «страшную» вещь — в этом прошлом нет ничего плохого — оно просто есть.

Конечно, нельзя себе отказывать в стремлении к совершенству. Но в этом стремлении самообман — не лучший помощник.

В следующих выпусках мы будем возвращаться к теме зависти и посмотрим на этот древнейший механизм под другими углами. Часто достаточно просто познакомиться с проблемой поближе, чтобы она перестала быть проблемой.

© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены