В советский период в нашей стране было не принято активно обращаться за помощью к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Все, что начиналось на «пси-», обладало отрицательным коннотативом и вызывало по отношению к людям, хоть каким-то образом связанным с этим самым «пси-» придирчивое внимание со стороны окружающих. Существовал вполне определенный контекст общественного мнения по отношению ко всем, кто хоть когда-то обращался за помощью к этим специалистам – «у него не все в порядке с головой». Стигматизация и даже остракизм, проявляемый к этим людям, заставляли остальных бороться и справляться со своими проблемами и трудностями самостоятельно.
А этих проблем и трудностей и тогда, и сейчас у каждого человека пруд пруди. Просто одни справляются сами, другие терпят, третьи пускаются «во все тяжкие», чтобы «убежать» от проблем, например, в алкоголизм или в другие зависимости, тем самым создавая дополнительные проблемы, а кто-то, все-таки решается обратиться за помощью. Да и то, как правило, в ситуации, когда уже гиря до полу дошла.
Основные часть обращений пациентов связана с так называемыми «тревожными расстройствами»: повышенная тревожность и напряженность, а также вытекающие из нее последствия в форме сниженной самооценки, неуверенности в себе, затруднения в общении, особенно в установлении контактов с лицами противоположного пола. Сюда же относятся различные страхи, опасения, повышенная мнительность, и, конечно, то, что является вершиной всех тревожных расстройств – панические атаки. Последнее время жалобы на панические атаки (в официальной медицине они именуются «паническое расстройство») стали определенным трендом. С готовым самодиагнозом «панических атак» на прием приходят пациенты, которые, имеют весьма слабое представление, что это такое, и которые, слава богу, никогда их не испытывали. В рамках этой статьи, конечно, будет неразумно описывать отличительные критерии панических расстройств. Да и читателям незачем их знать: меньше знаешь – лучше спишь.
На второе место среди причин обращения к психологам можно поставить расстройства настроения (или аффективные расстройства). В большинстве случаев это депрессия в той или иной степени выраженности. В последние годы количество обращений с этой проблемой достаточно быстро растет, особенно среди молодежи. А среди причин этого роста можно выделить прогрессирующую социальную разобщенность. Мы живем в эпохе цифровых технологий, когда естественное живое общение заменяется погруженностью в гаджет, встреча с друзьями – перепиской в мессенджерах, взаимодействие с коллегами на работе – «удаленкой». Мы – существа социальные, а, если называть биологическим термином – стадные животные. Будучи изолированным от стада – изгнанным, или потерявшимся, животное обречено на гибель. Цифровые технологии, имея несомненные преимущества в организации взаимодействия передачи информации, именно благодаря этим преимуществам приводят к изоляции каждого отдельного человека. Подавляется один из самых важных мотивов человека – желание быть среди людей, активно взаимодействовать, общаться. А подавление – это и есть депрессия. Парадокс заключается в том, что на прием приходят молодые люди, живущие в многомиллионных городах, которые не могут найти себе друзей, спутника жизни, неспособны наладить отношения с окружающими.
Много пациентов приходят с проблемами, которые вызваны конкретными жизненными ситуациями: расставание с любимым человеком, потеря близкого, конфликтные отношения с родителями и т.д.
Несмотря на описанную выше группировку пациентов по критерию причин обращения – каждая ситуация, конечно, представляет уникальный случай, и каждый пациент – это отдельная вселенная взглядов, убеждений, переживаний. И каждый человек, у которого возникает необходимость в получении психологической помощи, имеет право и достоин того, чтобы попасть к специалисту, который сможет его услышать, понять и помочь.
Благо, что в наше время шлейф постсоветского общественного мнения – чуранье от психологов и психотерапевтов, уже в значительной степени ослаб, и для многих считается даже в какой-то степени престижным иметь своего психолога. Особенно это касается молодого поколения, не обремененного «пережитками прошлого». Обращаемость за психологической помощью год от года растет, и, как следствие этого, растет и предложение психологических услуг. И человек, которому требуется психологическая помощь, всегда сталкивается, как минимум, с двумя вопросами. Первый заключается в том – надо ли вообще обращаться к специалисту, или справляться со своими переживаниями самостоятельно. А второй – если все-таки надо, то, как правильно сделать выбор «хорошего» психолога, чтобы потом, как сказал классик, «не было мучительно больно…».
На первый вопрос, конечно, ответить проще. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь со своей проблемой, если она длится не 2-3 дня, и даже уже не 2-3 недели, если она не уменьшается, а, тем более усугубляется, если эта проблема мешает вам нормально функционировать, нарушает ваши социальные связи (на работе, в семье), снижает работоспособность, то, конечно, необходима помощь специалиста. Не следует доводить проблему до хронизации, когда помимо психологической помощи придется применять медикаментозную терапию.
На второй вопрос дать однозначный ответ значительно сложнее. На рынке психологических услуг можно встретить огромное количество и специалистов, и тех, кого можно весьма условно отнести к специалистам. Дело в том, что психологическая деятельность и, соответственно, психологические услуги не лицензируются и никак не регламентируются. Поэтому среди предложений на рынке услуг, человек, нуждающийся в психологической помощи, может найти и дипломированного специалиста, и того, кто окончил кратковременные курсы подготовки по какому-либо направлению психологи, и того, кто вообще ничего не окончил.
Но критерий образования далеко не всегда является определяющим в вопросе выбора хорошего психолога. Более чем 30-тилетний опыт преподавания психотерапии и психологии в рамках образовательных программ дополнительного постдипломного образования специалистов (психотерапевтов и психологов) позволяет мне сделать заключение, что уровень образования не всегда коррелирует с уровнем профессионализма. Хороший специалист – это не только набор знаний, владение техниками, дипломы, регалии, и прочая «мишура». Хороший специалист – это еще и опыт. Опыт правильного ведения беседы и построения взаимодействия с клиентом/пациентом в целом, опыт понимания (и логического и эмоционального) своего клиента, опыт грамотного применения на практике методов психологической помощи.
Но даже соблюдение и этих условий оказывается недостаточным, чтобы найти именно «своего» психолога. В любом взаимодействии двух людей, а, тем более, в общении клиента и психолога, где обсуждаются интимные, в ряде случаев, крайне болезненные моменты жизни, огромное значение имеет вопрос психологической совместимости сторон. В профессиональной лексике это называется психотерапевтический альянс. Он подразумевает формирование особых, доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом/психологом, полного взаимопонимания и абсолютного следования клиентом всем назначениям и рекомендациям. Кстати, последнее тоже обозначается особым профессиональным термином – «комплаенс». Сложится терапевтический альянс у клиента с данным специалистом, или нет, предсказать заранее, конечно, невозможно. Поэтому поиск «своего» психолога может не ограничится одним посещением. Если у вас после первой встречи со специалистом осталось ощущение, что «что-то не сложилось», то, возможно, вам следует продолжить поиск. Установление терапевтического альянс этих отношений как раз и является основой для эффективной работы и залогом положительного результата.
А здесь мы опять же упираемся в следующий вопрос: а что в плане получения психологической помощи можно считать положительным результатом. И этот вопрос в психологии и психотерапии до сих пор остается открытым. Дело в том, что не существует абсолютно достоверных диагностических методов определения психотерапевтической эффективности. И самым «объективным» критерием в данном вопросе выступает субъективная оценка самого пациента, его собственные ощущения и его представления о том, стало ли ему лучше и насколько.
У читателя может возникнуть очередной вполне справедливый вопрос: зависит ли степень «лучшести» от выбранного метода и от продолжительности психотерапии. Курс психотерапии может иметь самую разную продолжительность – от краткосрочной, ограничивающейся, как правило, 6-12 сеансами (сессиями), до долгосрочной. Последняя вообще не имеет ограничений и может продолжаться месяцы, годы и всю жизнь. К ней, например, относится классический психоанализ. Конечно, исходя житейского правила, что «капля камень точит», можно предположить, что долгосрочная психотерапия за годы может «сточить» все душевные камни. Но и практика, и проведенные статистические исследования, доказывают, что не все так однозначно. И на практике часто оказывается, что отличный результат достигается за 5-6 посещений, а многомесячные походы к психологу не приносят никаких результатов.
Что касается методов психотерапии (а по разным оценкам и классификациям их насчитывается от 500 до 2000 и даже больше), то также не всегда выбор «правильного» метода гарантирует положительный результат. Гораздо большее значение имеет то, насколько специалист владеет данным методом, насколько он ему субъективно близок, либо он гораздо лучше владеет другими методами, которые «в его руках» принесут вам большую пользу.
То есть и здесь все опять упирается в субъективный выбор и субъективную оценку. Решение идти или не идти к специалисту строится на субъективной оценке человеком своего состояния. Выбор «своего» психолога – абсолютно субъективная оценка совместимости. Выбор метода, продолжительности курса, содержательной стороны каждого сеанса и т.д. и т.п. – это все не прописанные медицинские стандарты, а субъективные решения двух сторон – психолога и клиента (пациента). Да, психотерапия она именно такая. Она не терпит жестких рамок и регламентов. Она достаточно свободна, пластична, она подстраиваема под конкретного пациента, под его актуальное состояние и под психолога.
Но в этой свободе есть и другая сторона, которая далеко не всеми пациентами воспринимается положительно. Проблема выбора и принятия решений для любого человека сопряжена с определенной эмоциональной нагрузкой. Для некоторых тревожных людей ситуация необходимости выбора является выраженным стрессом. Таким людям трудно принять решение просто обратиться к психологу, а ситуация выбора «своего» психолога по каким-то критериям и предпочтениям – вообще нерешаема. Для других сложность представляет сам процесс общения с психологом, связанный с необходимостью раскрываться в своих самых интимных переживаниях. Для третьих – проведение серии терапевтических сеансов, влекущих за собой затрату времени, необходимость куда-то ездить, перекраивать рабочий график и т.д., также является выраженным сдерживающим фактором.
Невольно возникает вопрос – существует ли для таких людей (а практика показывает, что их довольно много) альтернатива очным посещениям психолога. Естественно, на поверхности сразу появляется ответ: «Да, это он-лайн консультации». Но в данном варианте мы избавляемся только от необходимости перемещения себя любимого в пространстве. Все остальное остается в неизменном виде. Вопрос стоит глубже – можно ли все это, но без выбора психолога, и вообще без психолога, без того, чтобы во мне «ковырялись», чтобы тогда, когда мне надо, а не когда мне назначают и т.д. Такая, или примерно такая, тенденция запросов все больше проявляется в последнее время, и особенно у молодого поколения.
И здесь тоже можно уверенно сказать «да». В последние десятилетия развития цифровых технологий и в области психологии появились разработки, которые с успехом заменяют специалистов. Они так и называются – компьютерные психотехнологии. К ним, например, относятся методы неосознаваемой аудиальной психокоррекции – целое направление, которое достаточно широко развивается в разных странах мира и основано на оном общем принципе. В любой фоновый звук, например музыку, встраивается («вшивается») психотерапевтическое воздействие, нераспознаваемое при прослушивании на уровне сознания, но воспринимаемое непосредственно неосознаваемой сферой психики. Эти психотехнологии имеют неоспоримые преимущества по сравнению с очными психотерапевтическими сеансами. Помимо высокой эффективности благодаря воздействию на бессознательные процессы (а именно они управляют нашими эмоциями, настроениями, поступками), эти технологии позволяют проводить лечебные сеансы в любых условиях (дома, в транспорте, на работе, и даже во время работы), не тратя дополнительное время на посещение психолога.
Наконец, «вишенкой на торте» в технологическом прорыве психологических услуг является все возрастающее в последние годы количество приложений психологической и психотерапевтической направленности. Они дают еще больше свобод и в плане выбора времени для проведения процедур, и в плане выбора контента приложения, и в плане выбора самого приложения. Но это все равно будет выбор. Ваш выбор.
© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены
© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены