Эмпатия, способность понимать и разделять чувства других людей, является фундаментальным аспектом человеческого взаимодействия и социальной сплоченности. Тем не менее, недавние наблюдения указывают на тревожное снижение эмпатии и сострадания в обществе. Люди, поглощенные технологиями и собственными заботами, часто теряют способность сопереживать окружающим. Проблема снижения уровня эмпатии в обществе и отсутствие сострадания становятся все более актуальными в современном мире. Этот феномен можно объяснить рядом факторов: от ускорения темпа жизни до воздействия социальных сетей, где зачастую преобладают поверхностные связи.
Исследования подчеркивают, что одним из ключевых факторов снижения эмпатии является информационная «перегруженность», перенаселённость и нарушение социального взаимодействия. Социальная изоляция и акцент на индивидуализме приводят к снижению способности людей понимать и чувствовать потребности других. В результате, наше общество становится менее сострадательным и более отстраненным.
Снижение эмпатии имеет серьезные последствия как для социальной сплоченности общества, так и для психического здоровья. Дефицит эмоционального взаимодействия способствует возникновению чувства изоляции, хроническому эмоциональному стрессу, снижению мотивации и развитию депрессии.
Можно выделить как минимум два аспекта этой проблемой. Первый аспект связан с тем, что в нашем мире, перенасыщенном информацией и людьми, мы воспринимаем окружающих не как себе подобных индивидуальностей, абсолютно таких же, как и мы сами, а как шум, как постоянную помеху, как фоновый раздражитель. Архаичные механизмы эмпатии, заложенные у нас природой, и выполнявшие адаптивную функцию, когда земля была мало заселена, проявлялись в феноменах сорадования, соболезнования, сострадания, помощи и поддержки. Появление нового человека, приход гостя – вызывали положительные эмоции и желание сделать доброе дело. В наше время информационная и интерактивная перегрузки вырабатывают охранительные психологические механизмы, которые инвертируют эти эмоции до противоположных. В результате мы не испытываем сострадание к незнакомым людям (да и к знакомым, и даже к родным), мы формально и неохотно реагируем на просьбу о помощи, мы не прислушиваемся к пожеланиям и мнениям другого человека, не чувствуем переживания находящихся рядом, т.е. не сопереживаем и т.д. Нам проще поставить барьер между собой и «остальными», чтобы не перегружать себя лишними проблемами.
Другая сторона проблемы. Накопленный с детства негативный опыт «человеческой избыточности» привел к тому, что для отдельного человека масса людей, которая его окружает, воспринимается им как угрожающая. Все окружающие – это «недоброжелательная аудитория зрителей», строго оценивающая его внешность, поведение, которая следит за каждым его шагом и действием. Эта патологическая убежденность (часто не до конца осознаваемая ее носителем) очень характерна для молодых людей, которые жалуются на боязнь аудиторных выступлений, на дискомфорт пребывания в многолюдных местах. Даже такие симптомы, часто предъявляемые представителями молодого возраста, которые возникают в многолюдном транспорте, как: «при нахождении в метро режет глаза», «трудно открыть их полностью», «нечетко вижу – все рассеивается, когда поднимаю взгляд» – связаны с тревогой и боязнью увидеть «строгих зрителей» и встретиться с ними взглядом. Хотя на самом деле каждый из этих «строгих зрителей» такой же индивид с аналогичными проблемами. Для этих людей характерно поведение «уединения», когда, находясь в транспорте, они утыкаются в смартфоны, носят наушники, надевают капюшоны и кепки, темные очки, изолируя таким образом свое «Я» от окружающих.
В данном случае к проблеме добавляется и эгоцентризм, который как через увеличительное стекло гиперболизирует надуманное «мнение окружающих о себе». Эти люди «чувствуют мысли» других о себе, как будто окружающие в данный момент именно о них думают, смотрят на них через микроскоп и внимательно изучают. Если речь идет о каком-либо публичном выступлении или ситуации, когда необходимо обнародовать свою мысль или точку зрения, такие люди часто представляют, что внимание всех «строгих зрителей» на 100% приковано именно к ним. И, если в зале 100 зрителей и каждый из них внимателен на 100%, то «суммарная масса уделяемого внимания» в представлении такого человека равна 10 000% (100% х 100). Это, конечно, метафорический, пример, но он отражает эмоциональное состояние и субъективное представление такого человека.
Все это следствие отсутствия эмпатии – неспособности видеть другого человека, понимать его, чувствовать его, сопереживать и понимать. Если все эти качества эмпатии вернуть, то окружающие перестанут быть угрожающими.
Достаточно посмотреть на любого человека, который сидит напротив (не исподтишка, а спокойно, свободно, открытым взглядом), понять, что у него тоже много разных проблем, попробовать помочь ему и поддержать его (хотя бы мысленно), и все опасения исчезнут.
Другой прием – увидеть в ком-то из окружающих ребенка (во внешности, в мимике, в поведении, в его переживаниях и пр.). Ведь любой взрослый – это на какую-то часть (возможно, на очень большую) «ребенок». Ребенок, который остался без родителей (в ситуации здесь). Ребенок, которому нужна помощь и поддержка. Соответственно, он никоим образом не может быть опасен.
Существует множество приемов, чтобы понять и эмоционально принять другого человека. Эмпатия, хотя это и врожденное качество, но не является фиксированной чертой. Она может быть подавлена перечисленными выше социальными факторами, но и может быть восстановлена через индивидуальный опыт и целенаправленные действия. Понимание факторов, влияющих на эмпатию, открывает путь для развития большей эмоциональной открытости, устранения коммуникативных барьеров, взаимопонимания и возрождения сострадания как основной человеческой ценности.
© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены