Пеленание и индивидуальное пространство
Небольшое дополнение. Оно в настоящее время потеряло актуальность, но зато хорошо иллюстрирует негативные последствия лишения ребенка его персонального пространства.
Несколько десятилетий назад было принято маленьких детей крепко пеленать чуть ли не до годовалого возраста. Считалось, что от этого будут более ровные ножки, а также пеленание избавляло от необходимости постоянно следить за ребенком. Куда он денется, будучи крепко связанным. Даже собственное тело у спеленованного ребенка не было его личным пространством – он не мог активно двигать ручками и ножками, не мог изменить положение своего тела, даже делая отчаянные попытки. Существуют исследования, доказывающие, что люди, подвергавшиеся в детстве пеленанию, во взрослом возрасте оказывались менее инициативными и больше были подвержены депрессии.
Разные мои пациенты, из тех, которые относятся к поколению «спеленованных», рассказывали об очень похожих снах, которые им снились в детстве. Их рассказы можно свести к одному интегральному сюжету. Ребенку снится, что он находится один в комнате, в которой, как правило, темно, а в другой комнате, где включен свет, находятся его родители. Родители заняты чем-то своим. Ребенок слышит их и даже может видеть (дверь либо приоткрыта, либо со стеклом). Из глубины темной комнаты выдвигается какая-то неопределенная угроза (что-то непонятное, плохо различимое, но очень страшное). Ребенок пытается докричаться до своих родителей, либо сделать всего несколько шагов, чтобы оказаться рядом с ними, под их защитой, но ни на крик, ни на движения не хватает сил, как будто «все сковано». Эти сны, вероятно, являются образными выражениями пережитых в раннем детстве эмоциональных состояний, когда ребенок, еще не умеющий говорить и, будучи обездвиженный плотным пеленанием, испытывал свое бессилие и беспомощность.
Кстати, и во взрослом возрасте у таких людей отмечается аналогичные по эмоциональному восприятию сны. Им снится, что они должны убегать от какой-то угрозы, но при этом ноги их не слушают, становятся ватными, вялыми.
Эти сны, на мой взгляд, отражают то, как на бессознательном уровне переживается сформированное в раннем детстве состояние беспомощности, слабости, страха, вызванное отсутствием территории свободы и безопасности.
Краткое описание негативных последствий
Резюмируем очень кратко те негативные проявления и последствиях, к которым могут привести ошибки воспитания, когда у ребенка оказывается не сформировано представление о личном пространстве.
1. Незащищенность, зависимость, подчиняемость, ведомость. Субъективно переживается человеком как: «Я нахожусь на чужой территории…, Я завишу от тех, чья это территория…, Я должен соответствовать их правилам и подчиняться им».
2. Неуверенность, тревожность, зажатость, низкая самооценка, «комплекс неполноценности». Самоощущение таких людей можно представить следующим образом: «У меня нет места (территории), где я могу почувствовать себя хозяином и ощутить уверенность…, Я нахожусь на территории тех, кто меня окружает, поэтому они могут все, а я ничего не могу…, Я маленький человек».
3. Созависимость – это несформированность не только представления о «Я-пространстве», но и отсутствие четкого понятия «Я». Вместо него существует понятие «Мы». Субъективно переживается человеком, как: «Мы хотим… Мы должны…Нам приятно…Мы переживаем…» и так далее.
4. Несамостоятельность, безынициативность. Субъективно это состояние переживается человеком так: «У меня ничего нет…. Это все не мое…. Ничего не буду делать…»
Перечисленные проблемы взаимосвязаны между собой и могут приводить к множеству вторичных проблем и расстройств. И их перечень, конечно, можно неограниченно дополнять.
Осмелимся дать некоторые рекомендации:
1. Даже самого маленького ребенка не нужно «приклеивать» к себе, держать «на коротком поводке», якобы «оберегая от возможных опасностей». Надо с рождения давать столько свободы, двигательной активности и самостоятельности, сколько требуется этому ребенку, сколько позволяют его возможности.
2. Если ребенок попадает в затруднительные ситуации, например, падает, или застревает между прутьями кровати, надо позволить ему решить эту проблему или самостоятельно, или с минимальным участием взрослых. При этом обязательно порадоваться, что он сам справился с задачей.
3. Не контролировать ребенка (активно, явно) в тех вопросах, где в этом нет необходимости, и если это не грозит его жизни и безопасности. Взрослые должны проявлять искреннюю заинтересованность, как в успехах, так и в проблемах детей, и незаметно направлять и подталкивать их к принятию правильного решения.
4. Не вторгаться несанкционированно в личное пространство ребенка ни при каких условиях – не проверять его вещи, не расспрашивать и не «допытывать» его о том, о чем он не хочет говорить. Обсуждать личные дела ребенка только с его разрешения, когда он сам это позволит, и, еще лучше, когда он сам этого захочет. Это будет формировать и поддерживать доверительные отношения в семье.
5. Если ребенок учится в школе, то он должен осознавать полную свободу в субъективном пространстве своей учебной деятельности. Даже при возникновении затруднений родители не должны брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий. Их задача – помочь ребенку выполнить задание и сделать это так, чтобы ребенок был уверен, что он справился сам.
6. Взрослые должны всем своим поведением показывать, что они уважают личное пространство ребенка. А ребенок должен чувствовать, что близкие ему люди обеспечивают защиту и его самого, и его личной территории.
Мы подошли к концу цикла статей на тему «Индивидуальное пространство». Безусловно, осталось еще много нераскрытой информации по этой теме, и в будущем мы обязательно будем к ней возвращаться.
Рады, что вы были и остаетесь с нами!
© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены