Отсутствие личного пространства – какие последствия?
В первых двух статьях (статья один, статья два) мы выяснили, что у человека существуют: своя территория, выраженная либо в квадратных метрах, либо в гектарах, индивидуальное пространство – воображаемое представление о контролируемой зоне вокруг себя, субъективное пространство – личные вещи, занятия, увлечения. Мы узнали, что индивидуальное пространство формируется с первых дней рождения ребенка и наличие индивидуального пространства необходимо для формирования чувства уверенности и защищенности. А к чему могут привести ошибки в воспитании, когда ребенок лишается личного пространства? К сожалению, к очень многим негативным последствиям.
Зависимость
Во-первых, такой человек, и в детстве, и потом, становясь взрослым, оказывается незащищенным и уязвимым, по той простой причине, что он не знает границ своего «Я», тех границ, которые ему нужно защищать. Он не чувствует границ своей территории и своего личного пространства, которые должны быть неприкосновенны, где он может «спрятаться», «укрыться». Такие люди вырастают зависимыми от других, подчиняемыми, ведомыми, им бывает трудно отстаивать свое мнение (конформность), свои желания, они оказываются открытыми для различных притеснений, оскорблений и унижений.
«Зажатость»
Во-вторых, такой человек, как правило, бывает нерешительным, что, соответственно, приводит к низкой социальной адаптивности, особенно в ситуациях общения с другими людьми. Личное пространство – это зона безопасности. Чем меньше личное пространство, тем меньше зона безопасности. В крайних вариантах границы личного пространства совпадают с границами тела. Такие люди ощущают себя как абсолютно незащищенными и выглядят «зажатыми». «Зажатость» – это термин, который не только описывает психологическую характеристику, но в котором семантически образно отражено субъективное переживание данного состояния – «Я» «зажато» в очень узких границах. Вспомните Башмачкина А. А. из петербургских повестей Н. В. Гоголя. «Шинель» – ярчайший пример.
У таких людей отсутствует пространство не только для отстаивания своей социальной позиции, но даже для свободы обычных физических движений. Они боятся делать широкие жесты, боятся свободно перемещаться, свободно выражать свои эмоции, они постоянно боятся кому-то помешать, вплоть до того, что даже необходимость глубоко вздохнуть вызывает у них опасения – при глубоком вздохе тело увеличивается и это может «кому-то помешать». За пределами их тела «чужая территория», и она наполнена мнимыми или реальными угрозами и опасностями. Даже осанка таких людей, как правило, стремится к «защитной позе эмбриона».
Созависимость
В-третьих, при недостаточном субъективном пространстве формируется известное в психологии качество «созависимость». Это, несмотря на созвучие, не описанная ранее «зависимость» (ведомость), а неспособность на самостоятельное, автономное эмоциональное восприятие мира. Своей психотерапевтической практике мне очень часто приходится сталкиваться с таким психологическим проявлением. Если ребенок с детства не имел своей субъективной территории, где он мог самостоятельно что-то придумывать, делать, создавать и радоваться своим достижениям, где он мог отстаивать свои интересы и свои убеждения, а наоборот, если любые поступки контролировались и санкционировались, то все поведение ребенка выстраивалось в соответствии с этим контролем. Внешнее одобрение или неодобрение становятся единственными ценностным ориентиром в жизни. Становясь взрослыми такие люди остаются абсолютно зависимы от «значимых других» (родителей, супруга, друга). Собственная эмоциональная оценка каких-либо событий или своего же поведения обесценивается. Такие люди очень легко могут «со-радоваться», «со-страдать», но они лишены возможности просто радоваться своим собственным успехам и достижениям, по принципу «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
Низкая самооценка
В-четвертых, уязвимость и незащищенность формируют повышенную тревогу, неуверенность и низкую самооценку («комплекс неполноценности»). Особенно остро это проявляется в переломные периоды развития, например, в подростковом возрасте. В этот период своей жизни человек перестаёт быть ребенком и переходит в статус взрослого человека. Но при этом он еще не обладает необходимым набором знаний, навыков поведения, личностных качеств, которые соответствуют взрослому возрасту. Он уже не хочет оставаться ребенком, а взрослым быть еще не может. Поэтому подросток начинает отстаивать свое социальное «Я» и «отвоевывать» пространство для этого взрослого «Я» теми средствами, которые у него есть и на той территории, которой он обладает. Чем меньше территория «обороны», тем труднее ему даются эти «военные действия», тем меньше уверенность в своих силах. А чем меньше уверенность, тем больше приходится прибегать к более привычным инфантильным формы реагирования (негативизм, конфликтность, капризы, слезы), которые, к сожалению, в дальнейшем закрепляются во взрослом возрасте как устойчивые поведенческие стереотипы.
Недостаточная самостоятельность
В-пятых, такие люди проявляют низкую способность самостоятельно принимать решения. В значении самого слова «самостоятельность» зашита необходимость иметь свое личное пространство. «Само-стоятельный» человек – это тот, который «сам» «стоит» – крепко стоит, уверенно стоит. А уверенно стоять возможно только на своей территории. На чужой территории трудно ощущать себя уверенно и проявлять самостоятельность. Данное качество экстраполируется и на гораздо более отдаленные проявления социальной активности. Эквивалентами своей территории могут быть знания, опыт, уровень компетентности, профессионализма, которые повышают ощущение уверенности и защищенности. Но, при одном условии – наличие персонального пространства, куда можно «складывать» свои знания, умения, достижения. В противном случае даже очень высокий уровень образования не позволяет таким людям достичь желаемого результата и самостоятельно продвигаться по карьерной лестнице. Часто они, закончив одно образование, сразу поступают в другой вуз, или на какие-либо курсы, ощущая свою «недостаточную компетентность», и этот процесс может быть нескончаемым.
Мы описали некоторые основные проблемы, которые являются следствием «дефицита» индивидуального пространства. В следующей статье мы разберем, как эта проблема может повлиять на внутрисемейные отношения (см. Статья 4).
© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены