Индивидуальное пространство
(Часть 2)

Помимо персонального пространства, которое и так уже сильно выделяет нас как животных от остального животного мира, у человека существует и еще более «виртуализированное» пространство… «субъективное пространство». Что это такое и какие его примеры существуют? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Тип информации:

Субъективное пространство

В первой статье мы с вами определили, что у человека существует:

1.    своя территория (кусок земли, квартира, гараж), которые можно огородить, запереть, охранять, не пускать.

2.    персональное или индивидуальное пространство – субъективное представление о той зоне вокруг нас, которую мы условно приватизировали. Ее уже нельзя огородить и запереть на замок, но можно обежать вокруг себя с рулеткой и, сославшись на дядюшку Эдварда (Холла), сказать: «Это мое – сюда нельзя».

Но у человека существует и еще более «виртуализированное» пространство. Назовем его, чтобы не путать со своей территорией и персональным пространством – «субъективное пространство». В отличие от предыдущих, субъективное пространство вообще не имеет территориального эквивалента. Субъективное пространство – это личные вещи, сумки, игрушки, какие-то дела, занятия, секреты и секретики, которые являются неприкосновенной собственностью, и которые можно показать, или в которые можно посвятить только избранных – самых близких.

Например, в советский, «докомпьютерный», период у маленьких детей (особенно у девочек) была распространена игра «в секретики». Дети делали ямку в земле, или зимой в снегу, клали туда что-нибудь «интересное» (с точки зрения ребенка), накрывали все это стеклышком и сверху присыпали, чтобы не было видно. Местонахождение «секретика» раскрывали только самым близким друзьям и подругам. Кстати, «атавизмом» игры в секретики у взрослых является зарывание чего-нибудь в землю в походе, например, бутылки с вином для того, чтобы в следующий раз ее откопать и получить детское наслаждение «обнаружения секретика».

Субъективное пространство также неприкосновенно, и тоже представляет бо́льшую индивидуальную ценность, чем реальная территория. Любое посягательство на субъективное пространство воспринимается равноценно, как посягательство на собственную физическую целостность.

Формирование индивидуального пространства в процессе воспитания.

На каком же этапе у человека формируется потребность иметь свое личное пространство? Практически с самого рождения, с первых дней жизни. Новорожденный ребенок не осознает своей физической автономии. Только ближе к концу первого года жизни, когда он начинает активно самостоятельно передвигаться, а соответственно, падать и ушибаться, только тогда он начинает понимать, что является отдельным физическим объектом. Но, несмотря на это, у ребенка с самого рождения должно быть личное пространство. Поначалу это могут быть границы его кроватки. Позже это может быть манеж или какой-то уголок для игры, на более позднем этапе – письменный стол, свой секретер, свой уголок, хорошо, если своя комната. Но главное – не физические размеры этой территории. Главное – абсолютная уверенность ребенка, что это именно его и только его пространство. Например, когда я был школьником, а это были 60-е годы уже прошедшего века, наша семья жила в небольшой 2-хкомнатной «хрущевке», где в углу одой из комнат у меня был небольшой настенный секретер. Он был совсем маленький, но там умещался целый потаенный мир моих вещей, занятий, увлечений. Такие навесные секретеры в то время были у многих школьников, и в условиях жилищной стесненности они многим детям подарили ощущение своего и только своего, больше никому не принадлежащего, пространства.

ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ ?
Вы будете получать только интересные сведения и полезные знания от нашего Института. Присоединяйтесь!

Это же относится и к «нетерриториальному» личному пространству. Все эти шкафчики, ящички с личными вещами, сумочки, портфели являются очень важной интимной и даже сакральной ценностью для ребенка. Также, как и его занятия и увлечения, личная переписка в смартфоне, записи в блокнотах и пр. Осознание того, что «это только мое» и «у меня, как у взрослого, есть свои вещи, и есть место, где они хранятся» формируют у ребенка чувство уверенности, защищенности, организуют его на наведение порядка на своей территории. Взрослые, и даже родители, не должны посягать на это пространство. Взрослые не должны забираться в сумочку девочки, чтоб проверить, что там есть, взрослые не должны забираться в портфель ребенка, если он уже школьник, чтобы проверить, какие там у него уроки, не должны просматривать тетради без его разрешения. Последнее, кстати, очень быстро приводит к негативным последствиям. Как только ребенка директивно начинают контролировать в учебе, так сразу, и это естественно, он перестает воспринимать учебу как что-то «свое». Это уже не его личное пространство, а соответственно, и не его дело, и не зона его ответственности. Ребенок моментально перекладывает и заботу, и ответственность за свое обучение на родителей. Происходит демотивация к учебной деятельности, «мозги отключаются».

На любом этапе своего развития ребенок должен знать, что у него есть свое место, свои вещи, свои дела, свои секреты. У ребенка необходимо формировать уверенность в неприкосновенности и полной защищенности своего персонального пространства. В норме, в субъективном представлении ребенка, это должно выглядеть как три концентрических окружности, где в центре расположено субъективное «Я» ребенка, вторая окружность – его персональное пространство, в котором защищено его «Я», а внешняя окружность – субъективное пространство его близких (родителей), которые защищают его «Я» и его субъективное пространство.

А если этой «нормы» не получилось, то… Мы это разберем в следующей статье (см. Статья 3).

© Институт Медико-биологических
Информационных Технологий,
Все права защищены